Блог

Психолог Виктория Бушакова Москва

Задержка психического и речевого развития. Рождение ребёнка

Здравствуйте, родители!

Давайте знакомиться!

Меня зовут Виктория Анатольевна Бушакова. Я веду частную практику психолога с 2011 года. Работала практическим психологом-педагогом в общеобразовательной и частной школах, в психологических клиниках. Параллельно осуществляла свою частную практику, приобретая богатый опыт и разрабатывая собственные методики психологической помощи моим пациентам.

Наступил момент, когда я поняла, что хочу поделиться своими знаниями и опытом. Мой блог будет полезен тем семьям, специалистам и просто чутким людям, которые понимают всю неповторимость и ценность ребенка в нашей жизни, момент его нахождения в утробе матери, чудо появления на свет, первых шагов, адаптации в окружающем мире. Особенно тем родителям, которые столкнулись с холодным равнодушием окружающего мира в момент осознания особенности их малыша, отсутствием поддержки и своевременной помощи в общении с ним. Я прошла этот путь от момента светлой радости материнства и падения в холодную бездну из которой мне удалось найти выход. Своим опытом и накопленными знаниями я предлагаю вам руку помощи, которая так необходима семьям в такой ситуации.

Моя жизненная философия

Я всегда легко и философски относилась к жизни. С жадностью и благодарностью воспринимала все подарки судьбы. Все шло своим чередом. Я закончила обучение. Встретила прекрасного человека с которым мы создали крепкую счастливую семью.

Старший сын подарил нам радость ощущать себя родителями, новое чувство близости и взаимоподдержки, которые проявляются во время заботы о ребенке.

Беременность, появление на свет, первые годы жизни нашего сына были настолько светлыми и легкими, что мы купались в ощущении любви и заботы окружающего мира и с радостью дарили это тепло другим. Такой позитивный опыт привел нас к желанию стать родителями во второй раз. Наш старший сын очень хотел братика!

Огромное счастье и ощущение тайны внутри тебя

Настал момент, когда мы поняли, что ждем нашего малыша! Было бы странно утверждать, что жизнь ребенка начинается только с момента его появления на свет. Наши мысли о семье, о том какой мы ее хотим видеть и миссия нашего будущего малыша переплетаются еще задолго до рождения. Мать начинает разговаривать и чувствовать своего ребенка с момента зарождения его в утробе. В этот момент — ребенок и мать становятся одной Вселенной.

Через чувства матери ребенок знакомится с окружающим миром, учится видеть и слышать на тонком уровне, получает первые переживания эмоциональных состояний. Если какие-то эмоции испытывает мама, то они передаются и малышу. Это объясняется тем, что плацента, которая защищает малыша от вредных воздействий не защищает его от действия материнских гормонов. К ним относятся и гормоны стресса – адреналин, кортизол.

Так, если будущая мама напугана, у нее начинает вырабатываться адреналин, пульс становится более частым – а вместе с ней пульс учащается и у ребенка. Но если состояние мамы нормализуется довольно быстро, то малышу нужно намного больше времени. Поэтому в этот период так важны положительные эмоции.

Первые вкусовые ощущения и запахи, ребенок воспринимает через плодные воды, получает первый опыт осязания и прикосновений, через прикосновения к стенкам матки. Весь период внутриутробного развития малыша закладывается отношение ребенка с матерью, а через нее — с миром. Поэтому так важно малышу чувствовать, что его ждут, любят, что он нужен. В это время ребенок получает опыт безусловной любви, которая даст ему силы пройти этап рождения, а в дальнейшем, справляться с различными жизненными ситуациями. Ребенок должен чувствовать, что ему есть к кому прийти в этот мир!

Радость встречи

Мы с трепетом ждали нашего младшего сына! Все было хорошо, беременность протекала прекрасно. В этот момент у меня был активный жизненный период. Я продолжала заниматься старшим ребенком. Получала второе образование, занималась стройкой дома. Была счастливой, наполненной женщиной, женой, мамой. И вот этот день настал! Первые сильные эмоции, счастливый момент осознания! Я чувствую своего малыша у себя на груди. Это трепетное, щемящее  чувство нежности. Я чувствовала огромный теплый океан любви, который покрыл все вокруг. Смотрела в родные глаза моего сильного любящего супруга, которые были полны благодарности за это счастье быть отцом, с гордостью и любовью на нашего старшего мальчика, который почувствовал свою важную роль и значимость с появлением братика.  Мы большая семья!

Психолог манипуляции сознанием

Манипуляция сознанием — краткая историческая справка

В древности в восточных культурах искусство манипуляции было секретом, тайной, принадлежащей элите, скрывалось от других народов, передавалось через века. Например, в Китае существует древние документы — «Трактат о 36 стратагемах» (Стратагема – стратегический план, в котором для противника заключена какая-то ловушка или хитрость), «Трактат о военном искусстве» автора Сунь — Цзы. В наше время эти тайные книги стали известны всем «сильным мира сего».

Бывший директор ЦРУ Ален Даллес сделал этот трактат своей настольной книгой и говорил, что Сунь-Цзы дал классификацию всем видам манипуляций и первым изложил рекомендации по ведению разведывательной деятельности, теории и практике психологической войны, скрытого управления противником.

(из открытой публикации «Манипуляция сознанием как деструктивный фактор развития». М.Н. Миронова)

Как мотивировать детей учиться? Часть 2

Здравствуйте, уважаемые читатели!

С вами психолог Виктория Бушакова в серии статей «Доступная психология».

Психолог Виктория Бушакова

Ещё одна из самых распространённых причин отказа детей от учёбы это их эмоциональное выгорание.

Что же это такое эмоциональное выгорание ребёнка?

У человека есть как его физический ресурс, так и эмоциональный. Физический ресурс это возможности нашего физического тела. Это нам проще увидеть и проще понять, это осязаемо.

Для лучшего понимания этого вопроса можно привести доступный пониманию пример:

Мы ни когда не заставим 3-летнего ребёнка нести большое ведро воды.

В 5-летнем возрасте наши дети не готовят обеды.

В 10-летнем возрасте дети не идут на работу в шахту, в банках.

15-летние дети не служат в армии, не водят автобусы, поезда, самолёты.

В этом случае взрослые чётко понимают физические границы возможностей ребенка. Все, даже не имея специального образования и дополнительных знаний в области физиологии, психологии, медицины, не поддадут эти утверждения сомнениям, не будут оспаривать эти прописные истины, потому что понимают, что перед ними ребёнок, которыё имеет определенные физические возможности.

Даже если найдутся люди, которые захотят со мной поспорить, а они, конечно же, найдутся, их суждения обязательно потерпят фиаско при практическом применении.

Да история знает случаи, когда дети брали на себя функции взрослых людей – стояли у станков и производили снаряды, обороняли города, но это всё экстремальные случаи и нетипичные для нормальной обычной жизни, здесь физический и психический ресурс человека перестраиваться на совершенно иные ритмы и совершенно иную работу. Это однозначно исключение из правил, чем норма.

Но помимо физического ресурса, каждый человек, в том числе и ребёнок, имеет ещё и эмоциональный ресурс, о котором задумываются немногие.

Что такое эмоциональный ресурс человека? И какой объём эмоционального ресурса у ребёнка?

Человек сам по себе, даже если это маленький ребёнок, подобен реактору электростанции, очень динамичному источнику энергии. Каждая клеточка человека вырабатывает определённое количество жизненной энергии. Эту энергию мы как тратим в течение жизни, так и восполняем из разных источников.

Первый источник жизненной энергии этот сам человек, а остальными источниками ему служат положительные эмоции от общения в семье, с друзьями, одноклассниками, прогулки на свежем воздухе, на природе, положительные эмоции от результатов своего труда. Но природа человека устроена так, что она нуждается в балансе и гармонии.

Допустим, если у реки отбирать безграничное количество воды, то через некоторое время её ресурс иссякнет и река исчезнет. Примеров тому в современной истории достаточно много.

Как всё сказанное можно спроецировать на наших детей?

В наше время очень много встречается рекламы и пропаганды методик раннего развития детей, рассказывается о положительных сторонах таких методик, но, как известно, каждая медаль имеет две стороны.

Первая сторона и конечно положительная, которая находится на виду у всех, это то, что дети получают знания, опережают в развитии своих сверстников и могут иметь перед сверстниками преимущества в учёбе. В большинстве случаев, на начальном этапе обучения в школе, так и происходит. Родители радуются успехам своих детей.

Как правило, занимаясь в школе, дополнительно посещают репетиторов, различные обучающие и развивающие курсы. Под обучающими и развивающими курсами я имею в виду предметные знания по основным школьным дисциплинам. Тут не идёт речь о спортивных секциях, танцевальных и театральных кружках, технического творчества и тому подобных.

В школе на сегодняшний момент дети загружены очень сильно и очень плотно. Если у вас ответственный ребенок, и он старается успеть выполнить все домашние задания, то вы сразу увидите, сколько он времени проводит за уроками. А не всем детям даются легко школьные предметы. Кому нужно потратить и много времени и сил на освоение и понимание материала. И тут ребёнок начинает перерасходовать свой эмоциональный ресурс.

Я хочу, что бы родители поняли – эмоциональный ресурс не безконечен, он имеет свои чёткие границы и для каждого возраста ребёнка он свой. Конечно же, этот ресурс возобновляемый, но каждый возраст имеет свои возможности восполнения растраченных ресурсов.

Очень часто родители совершают роковую ошибку – они дают своим детям нагрузки, которые гораздо выше предельно допустимых относительно конкретного возраста ребенка. Так как было сказано мною ранее, источниками пополнения энергии ребёнка являются семья, друзья, прогулки, досуг.

У постоянно занятого учёбой ребенка такие источники, по сути, отсутствуют, наполняться ему нечем и некем, а если такой ребёнок ещё и посещает спортивную секцию, которая требует огромных эмоциональных ресурсов, то эмоциональное выгорание наступает очень быстро. Вслед за выгоранием наступает апатия, а затем и потеря интереса к процессу обучения.

Если у вас возникли ко мне вопросы, пишите комментарии под роликом, пишите мне на WhatsApp, звоните и я постараюсь ответить всем.

Всего вам доброго, до следующей встречи!

Отзывы обо мне на Яндекс-услугах: https://uslugi.yandex.ru/profile/ViktoriyaBushakova-133043/

Как мотивировать детей учиться? (часть 1)

Здравствуйте, уважаемые читатели!

психолог Виктория Бушакова

С вами психолог Виктория Бушакова в серии статей «Доступная психология».

Информация в этой статье будет интересна и полезна родителям и маленьких детей, и подростков. Детки вырастают, становятся подростками, и родители должны быть вооружены полезной информацией и полезными знаниями.

После выхода моего первого ролика на этом канале, я получила много звонков и обращений с различными вопросами. Один из самых популярных и волнующих людей вопросов это «Почему наши дети не хотят учиться?»

Поэтому тема сегодняшней нашей беседы – «Как правильно мотивировать детей к учёбе».

«Мотивация» очень красивое и модное ныне слово, которое многие сейчас употребляют. По поводу этого сейчас написано и сказано очень много информации, а проблематика как была, так и остаётся.

Что же здесь не так?

Мотивация это поиск инструментов и решений, которые могли бы заинтересовать вашего ребёнка учится.

Самые распространённые методы мотивации, такие, как

1. Говорите по душам

2. Вводите в обучение игровые элементы.

3. Поощряйте ребенка, не подкупая

4. Радуйтесь успехам и не ругайте за неудачи

Но не смотря на применение всех подобных методов мотивации, со временем проблема только увеличивается.

Я, как психолог и педагог, подхожу к решению такой проблемы, совершенно иным способом – если есть проблема, и она не решается простыми способами, а возможно и усугубляется, нужно искать даже казалось бы непрямые причины, которые приводят к таким последствиям.

Если говорить простым языком, ребёнок находится в такой среде, которая способствует отказу от обучения.

Труд это навык, который человек приобретает в процессе своего развития и взросления, становления личности. Заложение такого навыка происходит в детском и подростковом возрасте. Здесь ребёнок, а затем уже и подросток, учится трудиться, преодолевать свои первые трудности и получать удовольствие от их преодоления. В этом процессе у человека формируются его волевые качества. Именно эти качества и будут основой для дальнейшей учёбы. Если такие качества не сформированы, то отказ от обучения это лишь вопрос времени. Или это произойдёт в начальной школе, или в старших классах.

Что же это может быть за среда?

Первое и самое главное – наличие неограниченного доступа в Интернет.

Я сейчас объясню механизм воздействия неограниченного трафика интернета на психику ребёнка и подростка, что бы родители могли понять основу возникшей проблемы.

Механизм влияния неограниченного трафика в интернет состоят в следующем:

Интернет всегда предлагает ребёнку самые лёгкие пути решения стоящих перед ним задач. Получив домашнее задание в школе, ребёнок не старается подумать, потрудиться и решить этот вопрос, а просто списывает готовые решения с различных источников, которыми наполнен интернет.

Таким образом, ребёнок оказывается в тех условиях, когда ему не нужно думать, трудиться, преодолевать свои первые трудности.

А теперь дорогие родители, проанализируйте сами сложившуюся ситуацию. Поможет ли здесь разговор по душам? Или поощрение?

Учёба это труд и нелёгкий труд. И возможен он будет лишь в том случае, если ваш ребёнок научится трудиться и будет получать при этом удовольствие.

Родителям, которые уже оказались в такой ситуации, могу посоветовать «не рубить с плеча» и не прибегать мгновенно к крайним мерам.

Ситуация только на первый взгляд кажется у всех одинаковой, но каждая проблема имеет свою глубину.

Чей-то ребенок не хочет учиться в 4-м классе, а чей-то отказался учиться в 15 лет. Чей-то ребёнок просто ночами не спит, а какого-то ребёнка есть уже порезы на теле, склонности к суицидам, готовность выпрыгнуть из окна квартиры и так далее.

Поэтому путь решения проблемы, казалось бы одинаковой, у каждого свой. Здесь нужно придёрживаться нашего старого и проверенного принципа – семь раз отмерь и только один отрежь. Потому что порой склеить бывает уже не возможно.

Следующую распространённую причину, которая приводит к отказу от обучения, мы с вами рассмотрим в моём следующем ролике, который выйдет на моём канале через неделю.

Если у вас возникли ко мне вопросы, пишите комментарии под роликом, пишите мне на WhatsApp, звоните и я постараюсь ответить всем.

Всего вам доброго, до следующей встречи!

Отзывы обо мне на Яндекс-услугах: https://uslugi.yandex.ru/profile/ViktoriyaBushakova-133043/

Измена в семье. Почему не получается простить и счастливо жить дальше?

Измена это серьёзное испытание для всех членов семьи. Это испытание не только для супругов, которые одновременно мама и папа, но и для их детей.

Почему происходит такое в семье? Почему люди решаются на такой шаг? Что ими движет? Чего они хотят получить от этого?

Понятно, что супружеская измена это следствие череды определённых действий и событий в жизни двух супругов.

После случившейся измены все члены семьи входят в состояние хаоса. Возникает нестабильная психоэмоциональная обстановка внутри семьи, что не способствует снятию напряжения, которое возникло вследствие произошедшего события. Мало того, это напряжение растёт как снежный ком и засасывает всех членов семьи.

Многие пары, пройдя через такое испытание, имеют искреннее желание решить эту ситуацию, выйти из неё, пережить её и двигаться по жизни дальше совместно. Казалось бы, их желание абсолютно правильно. Но почему же не получается восстановить отношения, начать всё сначала? Тем более, что практически у каждой пары есть много пережитых совместно прекрасных моментов, эмоций, событий. Потому что внутреннее напряжение настолько велико, что полностью выключает разум и способность принимать правильные, выверенные и взвешенные решения. Наружу вылазит куча обид, взаимных претензий, обвинений, страхов, оскорблений, что не способствует выходу семейной пары из сложившейся ситуации и преодолению кризиса. Наоборот, ситуация только усугубляется и пара всё глубже и глубже погружается в хаос, и в итоге заходит в тупик.

Есть золотое правило, о котором люди забыли, а многие его даже не знают – ни когда нельзя принимать любые решения в эмоционально нестабильном состоянии («горем убитым»). А как мы знаем, незнание законов не освобождает нас от последствий их несоблюдения.

Как же вернуться к спокойствию, как его сохранить?

Многие могут сказать – легко сказать, тяжело сделать. Тяжело делать лишь в том случае, если мы не знаем как. Есть приёмы, с помощью которых можно и нужно сохранять психологическое равновесие. Применив такие приёмы, семья имеет все шансы на благополучное разрешение сложившейся кризисной ситуации.

П.С.: Итак, подведём итоги сказанного. Одной из основных причин, почему семья не может возвратиться к нормальной психологической обстановке, является неумение совладать со своими эмоциями. Одна ошибка совершается за другой. Эти ошибки накапливаются, чувства постепенно сгорают, остаются только обиды, упрёки, ненависть, то есть пепелище семьи.

Психолог Виктория Бушакова, г. Москва

С чего я начинаю работу как психолог?

Что бы ответить на этот вопрос и качественно помочь человеку, хочу привести один пример — очень часто ко мне как к психологу обращаются родители подростков с проблемой их взаимоотношений. Непонимание между взрослыми и детьми, частые ссоры, крики, взаимные обиды. Конечно, такие проблемы не возникли вчера. История их появления достаточно долгая, годами одни ошибки накладывались на другие, а в итоге получили не совсем того, что ожидали.

Когда родился ребёнок, его родители, конечно, хотели сделать всё как можно лучше для своего чада. При этом они опирались на опыт, полученный в своих семьях, какие-то знания приобрели в течение самостоятельной жизни, имели уже сформированные жизненные ценности. Соответственно у родителей формировалась и своя собственная логическая цепочка как им действовать в определённых ситуациях.

Но не всегда жизнь нам сразу показывает, где мы ошибаемся. Очень часто в жизни мы видим результат лишь через некоторое время и очень часто родители не связывают уже давние ситуации с сегодняшними реалиями.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что на нынешнюю ситуацию повлияло то, насколько правильно было сформировано понятие у родителей «что такое хорошо, а что такое плохо».

Тут налицо и глубинные проблемы, которые оказывают свое постоянное негативное воздействие.

Но как же действовать? С чего начать?

Хочу довести до вас исключительно мою позицию и мой подход как психолога к этому вопросу. Часто люди задают мне вопросы – «Как вы работаете?», «Ваши подходы?». В своей работе я всегда отталкиваюсь от утверждения, что каждый человек это уникальное творение и другого такого нет. Люди могут быть похожи во многом, но мы ни когда не найдём две идентичные личности. Поэтому и подходы к решению психологических проблем в чём-то похожи, но никогда не бывают типичными.

Мой подход к решению психологических проблем и задач заключается в следующем:

Первое – это купировать проблему. Это так называемая скорая психологическая помощь. Для каждого человека она может быть разной. Тут уже мы исходим из сути самой психологической проблемы. Купировать психологическую проблему это не значит, что есть какая-то строгая последовательность определенных действий психолога. Здесь мы «тушим пожар».

Второе – это выяснение глубинных причин психологической проблемы. Если говорить образно, то мы начинаем «разбирать завал после пожара».

Третье – исходя из психологического состояния человека, особенностей его характера, темперамента, мировоззрения, подбираем методы устранения глубинных причин, которые вызвали психологическую проблему. В особенных случаях для достижения эффективного результата я прибегаю к ежедневному контролю обратившегося ко мне человека. Такой контроль заключается в получении мною от человека ежедневного отчёта о его состоянии и проделанной им работе, что позволяет мне в нужный момент оказать оперативную психологическую помощь.

Психолог Виктория Бушакова, Москва

Частые вопросы к психологу

Очень часто, при обращении ко мне за помощью, я слышу одни и те же вопросы:

— вы детский, подростковый или семейный психолог?

— вы психолог, который работает только с паническими атаками?

— оказываете ли вы помощь в проблемах личности?

— являетесь ли вы специалистом, который работает только с разрешением стрессовых и кризисных ситуаций?

Хочу вам рассказать о своём видении науки Психология и целостности и неразрывности её отдельных отраслей. В условиях нынешней действительности, к моему сожалению, происходит сильное дробление Психологии на отдельные виды. У нас появляются специалисты с узким профилем специализации – детский психолог, подростковый психолог, семейный психолог, брачный психолог, кризисный психолог, психолог по работе с детьми, имеющими задержку психического и речевого развития и так далее.

Если посмотреть с одной стороны, то такое разделение нам должно дать специалиста, который более глубоко разбирается в конкретной проблематике и соответственно мы ожидаем максимально хорошего и качественного результата.

Поймите меня правильно – я не хочу ни кого критиковать и усомниться в чьём-то профессионализме. Я высказываю только моё личное мнение и моё видение этого вопроса. Я не сомневаюсь, что многие вступят со мной в спор, имея на то свои основания и убеждения.

Моя же позиция основана на моём личном многолетнем опыте работы психологом. И это мнение основано на следующем: жизненный путь каждого человека начинается с рождения и он проходит все стадии взросления и становления личности — ребёнок, подросток, взрослая личность, папа, мама, бабушка, дедушка.

На каждом из этих этапов развития человек приобретает свой опыт, попадает в разные жизненные ситуации, встречает разных людей, которые оставляют свой отпечаток в судьбе и характере этой личности и каждый человек имеет такой багаж.

Когда семья обращается к психологу по поводу семейной проблемы или проблемы, связанной с ребенком разного возраста (будь то малыш или подросток), у каждого из них уже есть свой собственный жизненный опыт, из которого и складывается поведение человека, его взгляды на решение вопросов и правильность построения взаимоотношений с окружающими его людьми. У человека сформирована своя система жизненных принципов и ценностей, на основе которых строится своя собственная логическая цепочка. Реализуя это в жизни, каждый человек получает определённый результат и не всегда хороший. Многие проблемы тянутся из далёкого детства и что бы качественно помочь семье, нужно разбираться и в детской психологии (если проблема тянется с детства), и в подростковой, и в мужской психологии и в женской. Поэтому разорвать психологию на отдельные узкие отрасли не возможно. Человек это целостная личность и задача психолога состоит в решении проблем личности.

Психолог Виктория Бушакова, Москва

Осознание того, что радость рождения омрачена

Рождение ребёнка – самое большое чудо на свете. Хотя учёные и объясняют всё со своей колокольни, но я уверена, что это не полное и не совсем правильное объяснение. Если бы всё бы так, как они говорят, то как можно ответить на такой простой вопрос – почему у физически здоровых людей не получается забеременеть и родить ребёнка?

Рождение рёбенка в семье сопровождается увеличением, как радости, так и приятных хлопот, в частности таких, как покупка всего необходимого для малыша. Малыш только родился, он такой маленький, такой требовательный, такой громкий, но, сколько ему всего нужно. Складывается такое впечатление, что необходимо скупить весь магазин. Нужно и то, и другое, и пятое, и десятое. Папы при этом вообще пребывают в полном шоке. 🙂

Но время пролетает очень быстро. Родители не замечают, как убегают дни. Они как песок в часах. Всё текут и текут. Папы и мамы фиксируют уже и не дни, а события, которые связаны с ростом и развитием их малыша. Это и первое купание, и первые одёжки, и как растут волосики, и многое другое. Всё это кажется родителям самым важным в их жизни. Так оно и есть.

Многие люди ошибочно считают, что всё можно будет ещё раз пережить. Можно всё будет поправить и починить. Что эти дни ещё вернуться, они никуда не уходят. И как дни вообще могут куда-то уходить? Завтра же наступит такой же день. Нет. Это иллюзия. Да, день наступит, но это будет совершенно новый, другой день. Это будет, допустим, уже не 5 сентября, а 6 сентября. И дело даже не в дате, а в событиях.

Ни один день повторить нельзя. Никогда не будет уже первого купания, будет второе, третье, четвёртое, но не первое. И так во всём. Каждый день неповторим на события, на хлопоты, на радости и огорчения. Да, да и огорчения тоже. Они всегда сопровождают нас по жизни. Радость и огорчение как сестрички, всегда ходят вместе. Как бы нам не хотелось избежать их, свернуть в нужном месте, принять правильное решение, не ошибаться, но так не получается. К сожалению, это факт, с которым никто не может поспорить. Вряд ли вы встретите на свете человека, который может сказать – я не знаю, что такое огорчения.

Вы можете сказать — какие могут родители встретить тут огорчения? Ведь родился малыш. Радость да и только! Но мало кто думает о здоровье новорожденного — как о физическом, так и об эмоциональном. Возможно это странно звучит на первый взгляд, но всё именно так.

Случается, что родители малыша начинают замечать что-то необычное или ненормальное в его поведении. Они не могут объяснить, что именно не так с их ребёнком, но где-то глубоко в душе закрадывается тревожное чувство, растёт беспокойство, что происходит что-то не так, как должно быть. Поначалу вы принимаете это за какой-то бред уставшего человека. Но проходит время и опасения начинают подтверждаться.

Как бы нам не хотелось это видеть, понимать, осознавать, но события и факты неумолимы. Они просто начинают преследовать родителей. Всё только начинается. Осознание того, что развитие ребёнка идёт неверным неумолимо проникает в умы родителей.

Психолог Виктория Бушакова

Психологи о манипуляции сознанием человека

Манипуляция сознанием — психологические аспекты

Манипуляция связана:

1. С внутренней уверенностью, что успех, выигрыш, материальные блага можно и необходимо получить не своей активностью, а от другого человека путем обмана; с неосознанным стремлением к эксплуатации или убеждением, что другого человека можно и нужно эксплуатировать.

2. С ложью – обманом, оговором, подтасовкой фактов, искажением действительности, «невинным» преувеличением или преуменьшением фактов.

3. Со знанием «слабых мест» другого человека, «кнопок, на которые можно нажать», «отмычек». Вот выдержка из «Карманного оракула»: «К каждому подбираются отмычки. В этом искусство управлять людьми. Для него нужна не отвага, а сноровка, умение найти подход к человеку. У каждого своя «страстишка» – они разные, ибо различны природные склонности. Все люди – идолопоклонники; кумир одних – почести, других – корысть а большинства – наслаждение». Но не только с помощью «страстишек» можно скрыто управлять другими, но и просто зная его психологические стороны: привычки, стереотипы, желания, готовность соблюдать традиции, даже достоинства (если они носят характер неосознаваемых установок, а не ценностей) – все то, что срабатывает автоматически, без обдумывания.

4. Объект манипуляции «загоняют» в определенное состояние – снижают уровень сознания, возможность осознания ситуации. Для этого урезают время для обдумывания, лишают возможности выбора, снижают критичность, вводят в состояние стресса, «ослепляют», используют бессознательную сферу.

П + С = Э + Р + В

П – психологический «крючок», «приманка», то есть все, что может привлечь внимание (плачь, крик, необычная одежда, необычное поведение, посулы денег, легкого выигрыша, удовольствия, удовлетворение потребностей или тщеславия и пр. т.е. всего, к чему у человека есть слабость).

С – слабость, изъян характера, страсть, желание казаться хорошим в глазах манипулятора, стремление быть «не хуже, чем все» и пр.;

Э – эмоциональная реакция, иногда очень слабая;

отрицательная: страх, зависть, гнев, чувство вины, раздражение, крик, тревога, чувство неизвестности, растерянность, чувство неудобства, «не в своей тарелке»;

положительная: азарт, восторг, чувство ослепленности, чувство романтизма;

Р – «рычаг», усиливающий эмоциональную реакцию;

В – выигрыш манипулятора.

Подобные реакции могут служить своеобразным «датчиком» эмоций.

Защита от манипуляции.

Общие правила: не вступать в предлагаемую «игру», не обращать внимания на «приманку». Защиты основаны на:

  • осознании того, что происходит манипуляция;
  • снижении степени эмоционального реагировании;
  • выходе за границы автоматического поведения;
  • знании типов манипуляций и манипуляторов;
  • борьбе со своими слабостями, личностном и духовном развитии, стремлении к зрелости.

(из открытой публикации «Манипуляция сознанием как деструктивный фактор развития». М.Н. Миронова)

Немного о психологии

Психология – это наука, которая помогает человеку увидеть свои проблемы, разобраться в них, аккумулировать свои ресурсы, и найти верные пути выхода из сложившейся нелегкой ситуации.

По моему мнению нельзя разделить психологов на семейного, детского, подросткового, мужского и женского.

Приведу доводы по этому мнению:

· мужчину или женщину нельзя рассматривать как самостоятельные субъекты. По жизни они постоянно пересекаются, строят взаимоотношения, наслаждаются друг другом, реализовывают своё будущее, оставляют свой след в этом мире (рожают детей). Это значит, что как мужчина так и женщина, что бы получить всё выше указанное в полном объёме, должны пройти определённый путь развития. И не просто какое-то безвекторное развитие, а именно получить те качественные знания и умения, что позволят им бы быть счастливыми. Это касается как мужчин так и женщин.

· получив эти знания, вновь созданная семья вступает на качественно новый путь. И тут они уже вместе создают и творят. Что у них получится, это уже зависит от той базы, которую они получили. Всё в жизни взаимосвязано.

· прожив некоторое время вместе, у пары рождаются дети. Опять всё изменяется коренным образом. Отношения между женой и мужем начинают меняться. И если они к этому подготовлены, то их жизнь не заходит в тупик, а приобретает другие яркие краски.

· подрастают дети и семья сталкивается с другими вопросами. И это очень важно их правильно решить. От этого зависит не только их дальнейшая жизнь, а и жизнь их детей, а это значит какой след они оставят после себя.

Вот мы и проследили ту малую жизненную цепочку. И как можно быть психологом в какой то узкой специализации. Если вся жизнь человека является одним целым. И её нельзя разрезать на части. Не понимая целостного процесса, никогда не сможешь дать качественную помощь человеку.

Так будем счастливы!

Виктория Бушакова

Открыть чат
Отправьте сообщение чтобы получить помощь психолога.